Генеалогическое древо с фотографиями
Элиан
ПЕСТРЫЕ РАССКАЗЫ
1
Сократ, как известно, рассказывал о своем демоне Теагу, Демодоку и многим другим. Согласно его словам, он по воле богов слышит голос. “Когда это бывает, голос неизменно предупреждает меня о том, чего не надо делать, но никогда, - говорил он, - ни к чему не побуждает. И опять-таки, если кто из друзей просит моего совета и я слышу этот голос, он тоже только предостерегает. То, что голос советует мне, я передаю тому, кто советовался со мной, и, следуя божественному предупреждению, удерживаю его от поступка, который не надо совершать”. В подтверждение Сократ приводил случай с Хармидом, сыном Главкона. Тот рассказывал, что упражнялся для участия в Немейских играх; но едва он начал говорить, Сократ услышал голос и стал отговаривать Хармида от этого. Хармид не послушался, и, конечно, его старания не увенчались успехом.
2. Гиппарх, старший сын Писистрата, был мудрейшим из афинян. Он впервые
познакомил свой родной город с поэмами Гомера и велел рапсодам исполнять их во
время Панафиней1. За теосцем Анакреонтом, чтобы залучить его к себе, он послал
пятидесятивесельный корабль, а Симонида Кеосского в великой чести всегда
удерживал при дворе, конечно, с помощью щедрых даров и больших денег
(сребролюбие Симонида никто не станет отрицать). Целью этого Гиппарха было
покровительствовать образованным людям: он желал своим собственным примером
воспитывать афинян, чтобы под его властью они становились лучше, — ведь он
считал, что, как человек, принадлежащий к хорошему обществу, не уступит никому
в мудрости. Об этом сообщает Платон, если диалог "Гиппарх"
действительно принадлежит ему2.
3. Существует такой аттический обряд: закалывают быка и всех и вся по
очереди судят за убийство и оправдывают; обвинительный приговор выносится ножу
— он признается убийцей быка. Этот день называется праздником Диполий или
Буфоний3.
4. Рассказывают, что афинянин Полиарх дошел до такого сумасбродства, что,
как людей, предавал земле собак и петухов4, которые при жизни были особенно
милы ему: приглашал друзей на вынос, богато хоронил своих любимцев и ставил им
надгробия, снабженные надписями.
5. Нелей, сын Кодра, лишившись царства, так как Пифия предназначила его
Медонту, покинул Афины и задумал основать где-нибудь колонию. Во время плавания
ему пришлось из-за бушевавшей непогоды причалить к Наксосу; двинуться же вновь
в путь Нелею не давали противные ветры. Не зная как быть, он получил от
предсказателей совет очистить от скверны тех, кто был на корабле, так как у
многих руки запятнаны кровью. Тогда Нелей решил взвалить на себя напраслину,
покаяться в убийстве мальчика и сказать, что нуждается в очищении. Он поэтому
скрылся вглубь острова5 и уговорил всех, кто знал за собою преступления,
сделать то же самое. Когда таким образом были обличены виноватые, Нелей покинул
их на Наксосе, где они и остались жить. Достигнув берегов Ионии, он основал
Милет и изгнал из страны карийцев, мигдоиян, лелегов и другие варварские
племена, по которым были названы следующие двенадцать ионийских городов: Милет,
Эфес, Эритры, Клазомены, Приена, Лебедос, Теос, Колофон, Миунт, Фокея, Самос и
Хиос. Позднее на материке Нелеем было основано немало других городов.
6. Говорят, что древние фракийцы не умели читать и писать. Более того, все
живущие в Европе варвары считали подобные знания позором. Среди азиатских
варваров, наоборот, как гласит молва, знакомство с грамотой было более распространено.
Поэтому-то некоторые осмеливались утверждать, что фракиец Орфей не был мудр и
рассказы о нем лживы. Так, например, считает Андротион, если можно положиться
на его свидетельство о безграмотности и необразованности фракийцев.
7. После победы над Дарием6 Александр отпраздновал свою свадьбу и свадьбы
своих друзей. Всего было девятнадцать мужчин и столько же брачных покоев. В
мужской пиршественной зале стояло сто лож, каждое из которых имело серебряные
ножки, ложе же Александра — золотые. Все они были накрыты пурпурными узорчатыми
покрывалами из дорогих иноземных тканей. Царь пригласил на пир также своих
личных гостей и отвел им места напротив себя. Прочие же, пехотинцы, воины с
кораблей, всадники, члены посольств и прибывшие на торжество эллины, расположились
на дворе. Пиршество шло под звуки военной трубы: когда гостям надлежало
явиться, трубили сбор, в конце праздника — отступление. Брачные торжества
длились пять дней кряду. Не было недостатка в музыкантах и актерах как
комических, так и трагических, прибыли также индийские фокусники; они весьма
отличились и превзошли всех своих соперников из других стран.
8. Кимон из Клеон, как говорят, создал искусство живописи, в то время только
нарождавшееся и бывшее, так сказать, младенцем в пеленках; его предшественники
занимались им без правил и истинного умения. Поэтому Кимон стал получать за
свой труд гораздо более высокое вознаграждение, чем они.
9. Кратев, возлюбленный македонского тирана Архелая (Платон тоже называет
Архелая тираном, а не царем), жаждавший власти не меньше, чем Архелай его, убил
своего покровителя, чтобы самому стать тираном и достичь счастья. Однако его
правление продлилось всего три или четыре дня: юноша тоже пал от руки
заговорщиков. К этой македонской трагедии как нельзя более подходит следующий
стих:
Зло замышляя другому, ты сам от него и страдаешь.7
Рассказывают, что Архелай, пообещав отдать за Кратева одну из своих дочерей,
не сдержал слова и выдал ее за другого. Юноша, разгневанный этим, лишил Архелая
жизни.
10. Солон был избран управлять афинянами, а не назначен по жребию8. Вступив
в свои права, он и в остальном принес городу великую пользу и составил для
сограждан соблюдаемые еще и ныне законы. Тогда афиняне отказались от законов
Драконта, именуемых установлениями, за исключением тех, которые касаются
убийств9.
11. Нам не следует удивляться тому, что смертная и преходящая людская
природа приводит человеческую жизнь к гибели, когда и речные воды, как мы можем
видеть, идут на убыль, а высочайшие горы, как рассказывают, становятся ниже.
Мореходы, приближающиеся к Этне с моря, утверждают, что сравнительно с прежним
временем гора теперь видна только с более близкого расстояния. То же можно
сказать о Парнасе и пиерийском Олимпе. Люди, еще глубже проникшие в природу
вселенной, полагают, что самый мир постепенно изнашивается.
12. Разве не поразителен нижеследующий случай? Однако он действительно
произошел. Демосфен, приехав в Македонию, лишился дара речи, а сын Атромета
Эсхин из дема10 Котокиды имел там большой успех и, благодаря уверенности в
себе, превзошел всех других послов11. Причиной тому была его дружба к Филиппу,
полученные от него дары и то, что царь милостиво и дружелюбно слушал его, с
сочувствием глядя на оратора и показывая ему свою благосклонность. Все это
внушило Эсхину спокойствие, так что речь его лилась гладко. Подобное несчастье
стряслось не с одним Демосфеном, хотя он и был искуснейшим оратором, но и с
Теофрастом из Эресии. И он не смог говорить перед ареопагом, сославшись в
оправдание себе на то, что подавлен величием этого совета. Демохар, не задумываясь,
едко возразил ему, сказав: "Теофраст, перед тобой афинские судьи, а не
двенадцать олимпийских богов12".
13. Говорят, что никто не видел, как Анаксагор из Клазомен смеется или даже
улыбается. Аристоксен тоже известен как великий противник смеха, а Гераклит
неизменно по поводу всего плакал.
14. Диоген из Синопы, смертельно больной, едва передвигая ноги, добрел до
моста вблизи гимнасия13, упал там и велел сторожу, когда тот заметит, что он
уже не дышит, бросить его в Илисс. Столь равнодушен был философ к смерти и
погребению.
15. Одержав при Херонее победу над афинянами14, Филипп был горд своим
успехом, однако обуздывал себя и не преступал дозволенной границы. Поэтому он
считал необходимым, чтобы каждое утро кто-нибудь из рабов напоминал ему, что он
человек, и назначил для этого особого слугу. Царь, говорят, не покидал своих
покоев и никого не допускал к себе, пока слуга трижды не повторял ему эти
слова.
16. Старик Солон, сын Эксекестида, заподозрил Писистрата в стремлении к
тиранической власти, когда тот явился в народное собрание и потребовал себе
телохранителей15. Заметив, что афиняне равнодушны к его речам, но сочувственно
слушают Писистрата, Солон заявил, что он прозорливее одних и мужественнее
других. Прозорливее тех, кто не понимает, что обладатель личной стражи станет
тираном, и мужественнее людей, хранящих молчание, отлично угадывая его замысел.
Писистрат, между тем, добившись отряда телохранителей, захватил власть16. Тогда
Солон сел перед домом, положил рядом с собой щит и копье и сказал, что с оружием
в руках будет, как ему позволят силы, защищать свое отечество: по летам он уже
не годится в стратеги, но предан родине всеми помыслами. Однако Писистрат то ли
из почтения к мудрости Солона, то ли в память прошлого (Писистрат, говорят, был
его возлюбленным) не стал преследовать Солона. Вскоре Солон умер глубоким
старцем, прославив себя мудростью и бесстрашием. Ему поставили на агоре медную
статую, похоронили на деньги города у городской стены, вблизи ворот, по правую
сторону от входа, и обнесли могилу оградой.
17. Скиф из города Иника, царь занклийцев, бежал в Азию к Дарию17. Тот счел
его самым порядочным из всех эллинов, которых когда-либо у себя видел, так как,
отпущенный на родину с уговором возвратиться назад к царю, остался верен своему
слову. Кротонец Демокед не сдержал своего обещания и не вернулся; поэтому Дарий
судил о нем дурно, называл обманщиком и негодяем18. Нажив большое богатство,
Скиф окончил свои дни в Персии глубоким стариком.
18. Локриец Евтим славился в Италии как кулачный боец и обладал, по
рассказам, удивительной телесной силой. Локрийцы в подтверждение этого
показывают огромный камень, который он принес к дверям своего дома. Кроме того,
Евтим положил конец бесчинству темесского героя, взыскивавшего дань с окрестных
жителей. Придя в его храм, недоступный для посетителей, Евтим вступил в
единоборство с героем и заставил его вернуть не только все, что он награбил, но
даже больше. Отсюда и пошла пословица, говорящая о людях, которым накопленное
добро не идет впрок, что они вспомнят темесского героя. Молва также передает,
что Евтим спустился к реке Кекину, протекающей у города Локр, и исчез без
следа.
19. На могиле Анаксагора была такая надпись:
Глубже всех смертных проникший в великие тайны вселенной
Ныне последний покой Анаксагор здесь обрел.
Ему также был воздвигнут алтарь, на котором, по утверждениям одних, было
написано, что это алтарь Разума, по словам других, — Истины.
УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН, ТОПОНИМИЧЕСКИХ И ЭТНОНИМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ